Опрос
Как вам новый дизайн сайта

История села

Исторические сведения возникновения АУЛА УНЦУКУЛЬ.

              Унцукуль — один из древнейших аулов нагорного Дагестана. Расположен он на левом берегу реки Аварское Койсу, на высоте 836 метров над уровнем моря. Лишь Гимринский хребет отделяет аул Унцукуль от равниной части Дагестана. Мягкий и даже субтропический климат долины реки Аварское Койсу, а также глубокий котлован, в котором расположен аул Унцукуль, окруженный со всех сторон горными вершинами, определили тот факт,   что на территории аула наши предки проживали с глубокой древности. Однако достоверных источников о возникновении аула Унцукуль не сохранилось. До нас дошли лишь противоречивые предания об этом. Так, по одним сведениям аул Унцукуль был основан выходцем из наиболее древнего аула Унцукульского района аула Харачи. Согласно этим преданиям у одного харачинца часто пропадал бык(«ОЦ»- по-аварски) и он его всегда находил у родника, на месте прежнего аула Унцукуль. место это так понравилось харачинцу, что он основал на этом месте свой хутор и назвал его «ОЦО-КУЛИ» «ОЦ- «бык», «КУЛИ — «хутор». Отсюда и название аула «Оцокули перетрансформировалось в название «Онсоколо».

             По другим преданиям Унцукуль был основан харачинцем по имени «Онсо» и что отсюда произошло название «ОНСОКОЛО» существует по этомк поводу и другая версия, согласно которой название аула произошло от андийского слова «Унсокол», что означает «хутор  с теплыми источниками». Считают, что андийцы, которые нашли эти теплые источники воды основали здесь свой хутор и таким образом заложили основу  новому аулу Унцукуль.

            По другим сведениям, ученый-историк Даниялов А.Д утверждал, что Унцукуль был основан выходцами из аула Ругуджа. Ученый-историк Тахнаева Патимат Г. в своих трудах описывает археологические раскопки хутора «Унсоколо» на окраине аула Ругуджа Гунибского района. Достоверно известно, что в древности на территории аула Унцукуль существовали девять самостоятельных  хуторов: Маккаби, Колоб, Инти, Унцукуль, Макка, Кушмата, Ругутль, Раканлаби, Арачул гох. О существовании этих хуторов подтверждают сохранившиеся на этих местах и поныне руины и кладбища. По рассказам стариков и по некоторым сведениям историков к началу 8 века, к началу нашествия арабов в Дагестан, все эти хутора объединились в аул  Унцукуль в целях защиты от внешнего врага.

Основные занятия унцукульцев. Искусство унцукульских умельцев.

                 С древнейших времен унцукульцы были известны в Дагестане как один из самых сплоченных, организованных  и трудолюбивых народов. В долине реки Аварское Койсу унцукульцы имели прекрасные сады и кукурузные поля. В высокогорных окрестностях аула они содержали свой скот, а на крутых, каменистых  склонах возводили уникальные террасы для садов и виноградников . К огромному сожалению, в последние десятилетия огромный, титанический труд наших предков по возведению террас и развитию садов в запущенном состоянии.

                Унцукульцы с древнейших времен  были известны в горах и как хорошие мастера ремесленных дел. Малоземелье и отсутствие достаточных средств для обеспечения семьи хлебом заставили унцукульцев искать дополнительные источники доходов.  В свободное время от работы в своем хозяйстве, особенно в зимний период , унцукульцы искали все возможные пути развития для различных ремесел, необходимых горцам в своем хозяйстве.

                 Особенно широкую известность в горах приобрели унцукульские дерево-обработчики. На основе искусства дерево-обработчиков в 18 веке у унцукульцев зародилось искусство насечки по дереву.  Селение Унцукуль известно как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла. Относительно других видов декоративно-прикладного искусства Дагестана этот промысел возник недавно, около 200 лет назад. В истории известно, что в 1827 году на празднике «Ураза байрам»,  впервые было продемонстрировано во время скачков кнутовище, расписанное серебром. Этот день принято считать официальным днем рождения унцукульского искусства насечки по дереву.  Унцукульское искусство неповторимо и уникально, ведь унцукульцы единственные в мире мастера насечки по дереву. Все инструменты, необходимые для насечки, были изобретены унцукульскими мастерами. Постепенно искусство унцукульских мастеров совершенствовалось и они стали вывозить свои изделия для продажи в крупные города России, Европы и Америки.  Для раннего периода творчества унцукульских мастеров характерно изготовление ручек, нагаек, тростей и стеков. Позднее изготавливались курительные трубки и палки. В период Кавказской войны Унцукуль имел свои оружейные мастерские.

                Унцукульские мастера, в основном, для инкрустации медью, мельхиором, серебром, применяли дерево твердых пород. Кизиловая и абрикосовая древесина распаривалась на огне и принимала нужную форму и прочно удерживала кусочки инкрустации.

Безусловно, есть сходство и различие в орнаментальных традициях мастеров Унцукуля, Балхара, Гоцатля. Однако, характерной особенностью унцукульского орнамента является принадлежность или адресность тех или иных композиционных мотивов мастерам этого промысла. Нередко на унцукульском изделие присутствие древнего символа — солярного знака. В XX веке изделия унцукульских мастеров приобретают роль декоративных предметов. Появляются настенные блюда, панно. Вообще украшать стены — это древняя традиция, распространенная в Дагестане.

Так называемые, «кунацкие» комнаты были гордостью дагестанцев. Произведения унцукульских мастеров неоднократно отмечались премиями на региональных, всероссийских и международных выставках. Еще в 1937 году в Париже на Международной выставке изделия унцукульских мастеров заняли первое место и получили «Гран-При». Изделия мастеров унцукульской художественной фабрики представлены более чем в тридцати крупнейших международных выставках. Художественное творчество унцукульских мастеров в течение небольшого отрезка времени прошло сложный путь развития. Стиль изделий, создаваемых унцукульскими мастерами, формировался не без влияния соседних народов. Тем не менее, унцукульское художественное творчество является самобытным высокохудожественным и самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства.

                  В 1921 году унцукульские мастера подарили В.И.Ленину чернильный прибор, трубку и трость. Большой вклад в развитие унцукульского искусства внес во второй половине 20 века лауреат премии им. Репина, директор фабрики — Идрис Абдулаев.

                  В последние десятилетия искусство унцукульских  умельцев  получило новое дыхание. Унцукульские кинжалы, трубки, чернильные приборы и десятки других самобытных изделий с насечкой по дереву можно сегодня увидеть во многих выставках. Унцукульские изделия стали предметами украшения и бытового пользования для многих из нас.

                  В.И.Ленин, увидев унцукульские изделия с насечкой по дереву. отметил: «Такое искусство никогда не должно угаснуть».

ИНСТРУМЕНТЫ:

Инструменты

УНЦУКУЛЬСКИЕ ИЗДЕЛИЯ:

Набор для коньяка

Койсубулинское вольное общество.

             Первым паолитическим объединением в долине реки Аварское Койсу можно считать Койсубулинское вольное общество, возникшее в начале 17 века и существовавшее до возникновения Имамата Шамиля в 1835 году. Население Койсубулинского вольног общества назывались «Хьиндалал», что в переводе означает «жители теплой речной долины» центром Койсубулинцев всегда был аул Унцукуль. В Унцукуле была создана постоянная военная дружина из 100 человек, которая была создана для защиты населения от вторжения внешних врагов.

              Объединение койсубулинцев вокруг села Унцукуль было продиктовано необходимостью совместной борьбы против Хунзахского ханства.  Весь период существования Койсубулинского вольного общества характеризуется жестокой и непримиримой борьбы против хунзахских ханов. В конце 18 века койсубулинцы добились полной независимости от хунзахского ханства. Койсубулинское вольное было одним из самых сильных и могущественных политических объединений в Дагестане.

             В исторической литературе отмечается, что Шамхал Тарковский обратился за военной  помощью к унцукульцам в их борьбе против иноземных захватчиков. Также известно, что в разгроме войск Надыр-шаха в горах Дагестана в 1742 году активное участие принял ряд койсубулинцев в количестве 3000 человек во главе с унцукульцем Малачиханом.

             К периоду существования Койсубулинского вольнонго общества относится и эпоха набегов койсубулинцев на Грузию и плоскостные земли.  В памяти унцукульцев до сих пор живут имена военных предводителей  из аула Унцукуль, таких как: Гелега, Канца, Малахума, Кудияв Нурмагомед, Чончолав и другие. Известно, что унцукульцы Гелега и Малачихан во главе своих отрядов сражались героически против войск персидского Шаха, вторгшихся в Грузию. Унцукульцы Гелега и Малачихан героически погибли в борьбе за свободу народов Кавказа против персидских войск.

              Койсубулинское вольное общство прекратило свое существование с началом Кавказской войны и созданием государства Имамат Шамиля в 1835 году.

Унцукуль в годы Кавказской войны.

               Кавказская война одна из самых героических, но вместе с тем и драматических страниц в истории в Дагестана. Однозначно оценить участие унцукульцев в Кавказской войне невозможно,  потому что это было сложное противоречивое время. Из истории известно, что в армии Имама Шамиля находился отряд унцукульцев, состоявший из 200 пеших и 250 конных воинов. Тахир Унцукульский был правой рукой Имама Шамиля и героически сражался вместе с ним на Ахульго в 1839 году. Оружейный мастер Джабраил-Гаджи впервые начал изготавливать пушки для армии Шамиля. Известно также, что первая жена имама Шамиля — Патимат родом из села Унцукуль, а ее отец, известный лекарь Абдулазиз, вылечил имама Шамиля после его ранения в Гимринском ущелье в 1832 году.

               Также в истории известно, что имам Шамиль в юношеские годы жил в селе Унцукуль и обучался у известных алимов. В начальный период Кавказской войны унцукульцы активно поддерживали освободительную борьбу горцев, потому что это борьба была направлена не только против царских войск, но и против местных ханов и беков, угнетавших горцев. Для того, чтобы усмирить унцукульцев, царские войска помтроили в Унцукуле военную крепость.  С другой стороны , унцукульцы часто выезжали в центральные губернии для продажи своих товаров с насечкой по дереву и понимали, что борьба горцев Дагестана против великой российской державы не имела перспективы.

Унцукуль — родина легендарного Махача Дахадаева.

              В феврале 1917 года в России царь был свергнут, а в октябре 1917 года власть перешла в руки партии большевиков во главе с В.и Лениным. Однако борьба за власть Советов в России превратилась в братоубийственную гражданскую войну.  Общество разделилось на два лагеря. Горцы в основном поддержали Советскую власть в Дагестане,надеясь, что рабочие  получат заводы и фабрики, а крестьяне — землю. Как и все остальные народности Дагестана, унцкульцы также принимали активное участие в борьбе за власть Советов Дагестана.

               Достаточно сказать, что Махач Дахадаев — один из активных руководителей бедноты в борьбе за власть Советов Дагестана, был уроженцем села Унцукуль. Поэтому неслучайно, что из числа Унцукульцев был создан партизанский отряд численностью 500 человек, а аул Унцукуль называли родиной красных партизан.

               Махач Дахадаев родился 2 апреля 1882 года  года, в семье кузнеца,  в селе Унцукуль. Вырос в кумыкской  военной семье Аджиевых. После успешного окончания школы, по рекомендации её директора, он поступил на подготовительное отделение Темир-Хан-Шуринского реального училища. В 1900 году поступил в Петербургский институт  инженеров путей сообщения. Учился на стипендию князя А. Казаналипова.  Махач проявлял  большой интерес к технике, изобретательству, черчению и рисованию. На конкурс ученических работ он представил оригинальную конструкцию паровоза и занял на нем призовое место. Еще один пример. Темир-Хан-Шуринское реальное училище приняло участие в конкурсе ученических рисунков, объявленном Академией художеств России: из 200 работ, рассмотренных специальной комиссией, лишь три заслужили грамот Академии, в их числе и работа Махача. Эти и другие факты «училищной» жизни одаренного юноши свидетельствуют о том, что к выбору своей будущей профессии инженера Махач  Дахадаев шел сознательно и по призванию. Представляется верным предположение о том, что на формирование политических взглядов М. Дахадаева определенное влияние оказали его старший земляк М.-М. Хизроев и друг Магомед-Мирзы С.Д. Марков (его именем названа одна из улиц Махачкалы), который руководил социал-демократическим кружком студентов в Институте путей сообщения. В Петербурге, где у Махача появились огромные возможности для усовершенствования своего образования — и политического и профессионального — обнаруживается стремление к глубокому изучению математики, архитектуры, механики, железных дорог, мостостроения и др. Во время учебы сблизился с революционными организациями и в 1901 году  вступил в РСДРП. В 1905 году  вернулся в  Дагестан, был одним из руководителей организации РСДРП в Темир-хан-Шуре, входил в состав «Крестьянского центра».

               В борьбе за власть Советов в Дагестане Махач Дахадаев сыграл выдающуюся роль. Махач является всех трех российских революций. Поэтому свержение царизма Махач встретил восторженно. Тогда Махач писал: «Впервые народы вздохнули свободно, почувствовали себя гражданами свободной России.

               С апреля 1918 года Махач входит в состав Областного ВРК, в качестве заведующего военным отделом, сохраняя тот же пост при его трансформации в июне в Областной Исполком Советов. С того же времени — комиссар областного военного комиссариата. Являлся членом Чрезвычайного военного Совета вместе с Уллубием Буйнакским. Занимался организацией Дагестанской Красной Армии, которую и возглавил 11 июля. Руководил боевыми действиями против вторгнувшегося на территорию Дагестанской Области, в соответствии с планами Антанты по установлению английского господства на Каспийском море, полковника Л. Ф. Бичерахова.

Более месяца удерживал во фронтальных боях рвущуюся на Северный Кавказ через Дагестан, превосходно оснащенную и поддерживаемую англичанами армаду войск Бичерахова. Постепенно сдавая позиции (под Дербентом, Манасом и на подступах к Петровску) Бичерахову, Махачу все таки удалось занять аулы Гимры, Каранай и свой родной Унцукуль. После упорных двухдневных боев у Верхнего Караная ему удалось разгромить отряд полковника Джафарова. Под руководством Махача Дахадаева отряды Красной армии наносили ощутимые удары по интервентам и силам контрреволюции.  Однако 9 сентября 1918 года враги Советской власти устроили засаду и предательски убили Махача Дахадаева. Махач понимал историческую перспективу, поэтому светлое будущее Дагестана он видел только в составе России. Узнав о гибели Махача Дахадаева, Орджоникидзе  писал Ленину, что Советский Дагестан понес большую потерю в лице Дахадаева.

Махач Дахадаев был женат на внучке Имама Шамиля — Патиматзаграт. Их единственный сын Адиль долгие годы жил и работал в Унцукуле.

За выдающиеся заслуги Махача Дахадаева перед дагестанским народом столица Дагестана была названа в честь него — МАХАЧКАЛА. Его именем названы Дахадаевский район, улицы многих городов и сел, десятки колхозов и фабрик.

 

На Привокзальной площади Махачкалы стоит один из главных памятников города — памятник Махачу Дахадаеву. В честь этого борца за Советскую власть МАХАЧКАЛА и получила свое название.

Великая Отечественная война в судьбах унцукульцев.

                 Унцукульцы приняли активное участие в Великой Отечественной войне. Достаточно сказать, что из села Унцукуль на фронт ушли 216 человек, из них вернулись домой 106 человек, погибли на фронте 110 человек, а 50 из них пропали без вести на фронте. Унцукульцы героически воевали на фронтах  ВОВ в боях за Москву и Ленинград, Сталинград и Кавказ, участвовали и в освобождении Европы от фашистов и в штурме Берлина.  Так, летчик-штурмовик Абдулаев Абдулсатар героически сражался в боях за Ленинград  и погиб  21 марта 1944 года, повторив подвиг Гастелло. Свой горящий самолет он направил на вражеский корабль и погиб как герой. Героически погиб на Курской дуге лейтенант Гаджиев Зайнула, работавший до войны заведующим РайОНО и добровольцем ушедший на фронт в 1941 году.

                 Многих боевых орденов и медалей удостоился Магомедалиев Осман, дошедший с боям от Кавказа до Берлина.

                Легендарным героем Югославии стал унцукулец Магомед Гаджиев, военный врач, участник партизанского движения в Югославии против фашизма.  Таких примеров героической борьбы унцукульцев на фронтах ВОВ  десятки и сотни. Своих сыновей и братьев, ушедших на фронт, в тылу заменили их матери и сестры.  Многие горянки пасли скот, собирали урожай, воспитывали детей, героически трудились на строительстве оборонительных рубежей на Тереке. Вместе с тем женщины, дети  и старики села Унцукуль успевали оказывать помощь фронту. Так на средства, собранные унцукульцами в годы войны, была создана танковая колонна имени Шамиля и эскадрилья имени Махача Дахадаева. Кроме того, унцукульцы собрали в годы войны 7 тонн цветных металлов, 120 лошадей. За помощь фронту, оказанную  в годы  войны, унцукульцы получили благодарность от имени В.И. Сталина.

                На сегодня в живых участников ВОВ в селе Унцукуль не осталось никого.

                Никто не забыт, ничто не забыто!

                      В послевоенный период в истории нашей родины было немало драматических событий, локальных войн и вооруженных столкновений, в которых приняли участие по воле судьбы и десятки унцукульцев, которые в тот момент служили в рядах Советской Армии. Так, участники Венгерских событий 1956 года являются унцкульцы Магомаев Шарапудин и Батырханов Батырхан. За мужество и героизм, проявленные в этих событиях, Магомаев Шарапудин был награжден орденом ВОВ 2-ой степени, а Батырханов был награжден грамотой. Еще более драматические события произошли в Афганистане начиная с 1976 года. В этот военный конфликт были втянуты и Советские войска. В составе ограниченного контингента Советских войск в Афганистане приняли участие восемь унцукульцев. Наши ребята в афганских событиях проявили мужество и героизм. Та Адуев Осман, за проявленное мужество в боевых событиях, был награжден медалью «За отвагу». Боевыми наградами был удостоен в Афганистане командир отделения разведки старший сержант Абдулаев Гасан.  он был несколько раз ранен, но каждый раз возвращался в строй. За мужество и храбрость, проявленные при исполнении своего воинского долга Абдулаев был награжден медалью «За отвагу» и медалью «Воину-интернационалу». Таким же мужественным воином проявил себя в Афганистане и Магомедов Иса, который несмотря на боевые условия, доставлял грузы из Советского Союза в Афганистан. В самых горячих местах афганских событий пришлось воевать унцукульцу Казачиеву Магомеду. И он сумел не только выжить, но и показать при этом образец мужества и героизма.

                     В музее Боевой Славы Унцукульской станции детско-юношеского туризма и экскурсий составлены стенды, посященные афганцам и участника других локальных войн. Таким образом унцукульцы бережно хранят свое героическое прошлое и стремятся на их примере воспитывать учащихся в духе любви к Родине и защите ее от внешних врагов.

 Участие унцукульцев в событиях 1999 года.

                 В августе 1999 года со стороны Чечни в Дагестан вторглись интернациональные бандформирования.  Они стремились захватить власть в Дагестане, установить здесь свои порядки и отделить Дагестан от России. Однако дагестанцы как один народ встали на защиту своей земли, своей свободы и независимости. с первых же дней нападения бандитов на Дагестан и вторжения их  в Ботлихский район, унцукульцы приняли самое активное участие в борьбе против врага. 2 августа 1999 года в Ботлихский район была направлена группа милиционеров из 10 человек во главе с начальником криминальной милиции Унцукульского РОВД Абдулаевым Магомедали. Наши милиционеры охраняли селение Годобери Ботлихского района от вторжения бандитов. В одном из ночных боевых столкновений с боевиками майор Абдулаев М. мужественно отражал натиск крупного отряда боевиков. Враг был отброшени, но Абдулаев М. получил тяжелые ранения в голову. За мужество и героизм, проявленные в боях с бандитами в августе 1999 года майор Абдулаев М. был награжден Орденом Мужества.

                  В боевых событиях августа-сентября 1999 года в селениях Карамахи-Чабанмахи принимал участие унцукулец, полковник милиции, заместитель министра внутренних дел Дагестана Газимагомедов М.Г. За мужество и героизм, проявленные в событиях 1999 года полковник Газимагомедов М.Г был награжден Орденом Мужества. В августовских событиях 1999 года принимали самое активное участие и ополченцы Унцукульского района. В каждом селении Унцукульского района был создан отряд ополченцев, готовых сражаться с врагом. В  Ботлихский район выехала группа ополченцев из Унцукульского района.  Самые активные участники событий 1999 года из числа ополченцев были награждены именными часами и благодарственными письмами правительства РФ. Жители села оказали пострадавшим в событиях 1999 года районам и гуманитарную помощь. Немало беженцев приютили у себя унцукульцы в это время. Была оказана продовольственная помощь ополченцам , солдатам российской армии.

                Таким образом, в событиях 1999 года унцукульцы принимали самое активное участие. Дагестанцы еще раз продемонстрировали всему миру сове единство и дружбу в составе России.

Календарь
Фотогалерея
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Прокуратура РД
Прокуратура РД
МФЦ
Правительство РД
Народное собрание РД
Глава РД
Президент РФ
Copyright © 2016 Унцукульский район с. Унцукуль